Интеpвью Захару Мухину ("Петербург на Невском") о
проекте "Бродячая Камера".
Состоялось в ноябре 2004 года
<ZM> Как родилась "Бродячая Камера"? <PS> В конце 1990-х я работал в одном интернет-провайдере. И купил первую свою цифровую камеру. Возникло два вопроса - что снимать, и что потом делать со снимками. Оба вопроса были тут же и решены - снимал я здания по пути домой (т.е. ходил пешком с 14-й линии Васильевского острова до разных станций метро), а отснятое выкладывал на веб-страничку, благо работа позволяла. Хотя путей с работы было много, они довольно быстро были пройдены. Тогда я стал снимать также и другие места. <ZM> Ваш первый фотоаппарат? Вообще в жизни? И в рамках проекта "Бродячая Камера"? <PS> Сначала был "Фотокор" - еще в школе, в восьмидесятые годы. С
гармошкой, с фотопластинками. Романтика! Даже не знаю, откуда этот аппарат
появился в нашей семье. Потом, помню, снимал что-то на пленочный "Сокол-2". Но
это все баловство было, конечно. И быстро надоело. Можно сказать, что с детства
и до 1997 года я ничего и ничем не фотографировал. <ZM> Какие камеры вы сменили, и на чем остановились? Почему? <PS> После AGFA ePhoto 307 была AGFA ePhoto 1280, затем Nikon Coolpix
950, а сейчас - Nikon Coolpix 5700. Хотя все они непрофессиональные (без сменной
оптики), однако 5700 - уже достаточно приличная игрушка. Интересно, что с каждым
новым фотоаппаратом, несмотря на большие возможности, цвета снимков становятся
все менее насыщенными. С одной стороны, они больше приближаются к реальности. Но
с другой – вспоминаю, как снимала
старенькая AGFA - даже пасмурный день выходил каким-то красочным и живым. <ZM> Ваши требования к фотоаппарату? <PS> Моего идеала, к огромному сожалению, не выпускают - слишком
маленький спрос был бы на такую модель. <ZM> Возможно, с развитием технологий "Бродячих Камер" будет много? <PS> Скорее "больше", чем "много". Сделать под настроение два-три выпуска - нетрудно. А вот заниматься этим постоянно из года в год - куда сложнее, и никакие технологии тут не выручат. Довольно сложно с мотивацией - нужно осознавать, что проект подобный "Бродячей Камере" никогда не станет очень популярным - посещать его будет сравнительно небольшое число посетителей, которое не удастся значимо увеличить за счет количества или качества своей работы. Так что, нужно некоторое упорство. <ZM> Просто, фотоаппарат всегда с вами? Или, вы идете на вылазку целенаправленно? Каков алгоритм Бродячей Камеры? <PS> Первые три фотоаппарата были со мной почти всегда, в карман
куртки влезали. А теперь смотрю по свободному месту в сумке. <ZM> Бродячая камера… Разве наши глаза, это не "Бродячая камера"? Почему необходима именно фиксация? <PS> Люди просто так по городу мало ходят. Только на работу и обратно.
Очень много людей, которые уже лет 30 живут в Питере, а ездят по одному и тому
же маршруту, даже гуляют в выходные по одной и той же дорожке. <ZM> Говорят, что Петербург как-то по особенному фотогеничен? <PS> Это на любителя. К примеру, я чрезвычайно спокойно отношусь к
дворам-колодцам, а люди из других городов почему-то считают их, чуть ли не
основной достопримечательностью, и постоянно снимают. Никогда этого не мог
понять. <ZM> Комментарий к фотографии, нужен ли он? Меняет ли он смысл изображенного? <PS> Думаю, кроме редких исключений комментарий необходим. Хотя
снабдить снимки осмысленными комментариями - пожалуй, самая трудоемкая часть
работы. <ZM> Наверняка существуют места, о которых рядовой петербуржец, обыватель, не имеет представления. Я, например, никогда не слышал про "Бычье поле" в Кронштадте. Расскажите еще о таких местах. <PS> Про аэродром "Бычье поле" я бы тоже вряд ли услышал, если бы не
учился там летать (в аэроклубе "Дельфин").
Интересных мест очень много, только вот кто-то через них на работу ходит, а
кто-то не был ни разу в жизни. Для одних конструктивистские здания (1920-х) в
районе площади Стачек и Кирова - "тяжкое наследие проклятого коммунизма", а для
других - первые попытки строить функциональные здания для народа. Никогда не
угадаешь, кому что интересно. <ZM> Бывали ли проблемы с милицией или охраной при попытках проникнуть на интересный объект? <PS> Бывали, конечно. При попытке снять консульство на Каменном
острове, на Витебском вокзале при попытке снять вокзал, на галерее Гостиного
двора, еще где-то. <ZM> Что вас поражает при детальном рассмотрении Петербурга? <PS> Наверное то, что в нем сохраняется история. <ZM> Сложно ли фотографировать белой ночью? <PS> Гораздо проще, чем черной. Для цифровых камер большая разница в яркостях (черное небо и яркий фонарь) - очень неприятная штука. А белой ночью небо светлое. Так что, маленький штатив, выдержка в 1-4 секунды, и все, можно снимать. <ZM> Ваш главный герой – город. Люди, как бы отступают на второй план? <PS> Город проще снимать - он никуда не бежит, не возмущается. Всегда можно дождаться, когда будет правильная погода, правильное освещение. С людьми все это куда сложнее. В сущности, вы правы - да, люди так или иначе оказываются на втором плане. Иногда я фотографирую прохожих, но выкладываю эти снимки редко. <ZM> Куда "Бродячая Камера" совершила экспансии? Валдай, Северная Корея, что еще? Впечатления? Правда ли, что в Корее нельзя фотографировать? <PS> Десятки больших и маленьких городов вокруг Санкт-Петербурга -
это, наверное, основные вылазки, которые нашли отражение в альбомах Бродячей
Камеры. Кроме того, довольно много альбомов про Финляндию (там живут друзья -
иногда я их навещаю), кое-что про Москву, Запорожье (ДнепроГЭС), Энергодар,
Крым. Вот Воронеж, Ростов-на-Дону, Таганрог, Прагу, так и не выложил. <ZM> Удалось ли вашей камере как то по-новому увидеть такие попсовые места, как Невский, Дворцовая? <PS> Я, честно говоря, не задумывался - по-новому я их увидел или нет. Иногда снимаю, если кадр показался удачным - использую. Невский очень сложно снимать - обычно много людей, машин, проводов. Одна сторона почти всегда в тени, другая на солнце. Отойти некуда, чтобы дом нормально влез в объектив. А Дворцовая - уж как только я ее не снимал... Нет, иногда конечно бывают необычные кадры. <ZM> Забиралась ли Бродячая Камера высоко? На крыши, трубы, телевышки? Спускалась ли в метро, в подвалы? <PS> В подвалах темно, а что касается остальных мест - почти везде или
разрешения нужны или нужно лезть "по наглому". Вот, скажем, метро я бы с
удовольствием поснимал. Но делать это скрытно и постоянно иметь объяснения с
милицией, как мой знакомый (
http://www.metrowalks.ru ) - не хочется. Хочется поставить штатив и
качественно снять, с деталями, и прочим. Раньше они просто объявляли, что
снимать запрещено. А недавно зашел я на сайт метрополитена и увидел там свежий
прайслист на съемки. Незатейливо так. Оказывается, при наличии очень большого
количества денег можно снимать что угодно, хоть тоннели. Даже ночью. <ZM> В объективе "Бродячей Камеры" - Петербург - нищий умирающий город, или столица великой империи? <PS> Странные варианты.. И не умирающий, и не столица. Второй по величине российский город с великой историей и вполне успешно развивающийся, хотя и не всегда туда, куда бы хотелось. <ZM> Фотографируете ли вы паровозы? <PS> Один раз был в Шушарах - там располагался музей железнодорожной техники. Теперь этот музей находится на Варшавском вокзале. Конечно, на вокзале ему куда лучше, и в порядок технику приводят. Но если посмотреть на те старые шушарские альбомы, что-то особенное есть в паровозе, сквозь который прорастает трава... <ZM> Питер - город на море. Но почувствовать это трудно. Видно ли море в видоискатель Бродячей Камеры? <PS> Конечно, только лучше это получается зимой. На больших водных
пространствах глазу не за что зацепиться - такое пространство на снимке трудно
передать. А вот когда вдаль уходят льдины или "снежные дюны" после сильного
ветра - это другое дело. |